Удивительный мир НФТ-недвижимости и дизайна

2 июля 2021

Перевод и адаптация статьи Стивена Куруца, журналиста американской газеты «The New York Times».

Люди покупают и продают произведения искусства, мебель и даже дома, которые существуют лишь в виртуальной реальности.

Дом на Марсе, цифровой дом, спроектированный художницей Кристой Ким. Продан за сумму эквивалентную 512 тыс. долларов (37,5 млн. рублей – прим. переводчика).

В наши дни люди нередко покупают себе дома, которые планируют посещать всего пару раз в году во время отпусков или праздников. А как насчёт домов, которые посетить вообще не удастся? Тех, которые и вовсе не существуют?

В этом году на онлайн-рынке произошёл настоящий бум, благодаря появлению так называемых уникальных токенов. Первым проданным виртуальным товаром, не имеющим физического обличия, стал коллаж цифрового художника Бипла (настоящее имя - Майк Винкельманн – прим. переводчика) из серии «Ежедневно: первые 5000 дней». 11 марта 2021 года цена лота на Интернет-аукционе «Кристи» достигла отметки в 69,3 миллиона долларов (более 5 млрд. рублей). Однако на рынке виртуальных товаров процветает не только искусство, но и недвижимость, а также объекты архитектуры и дизайна. 

Прим. переводчика: Уникальные токены (также: невзаимозаменяемые токены, NFT-токены, НФТ-токены) – цифровые объекты оригинальные по своей природе. Не могут существовать в нескольких экземплярах, хотя могут быть скопированы – копия в таком случае не будет тождественна оригиналу, уникальность НФТ-токена подтверждается особым сертификатом. 

Криста Ким – современная художница, в 2014 году основала «Техизм» – движение, продвигающее идею слияния искусства и технологий, а также способствующее развитию технологических инноваций и цифрового гуманизма.

По словам Хриша Лотликара, сооснователя и управляющего директора виртуальной компании «СуперМир» (SuperWorld), в 2021 году (актуально на месяц май) его фирмой было продана несколько тысяч цифровой недвижимости. Средняя сумма, потраченная покупателями на виртуальное жильё, составила 2 тыс. долларов (147 тыс. рублей).

Несмотря на то, что компания «СуперМир» фактически существует на картах, она представляет собой 64 миллиарда участков одинакового размера, равномерно покрывающих поверхность нашей планеты. Поэтому любой человек теоретически может приобрести виртуальные владения, на которых находятся, например, Эйфелева башня, римский Колизей или же коммерческие предприятия Нижнего Манхэттена (один из наиболее оживлённых бизнес-районов Нью-Йорка – перев.). Если же вы человек, подверженный чувству ностальгии, то ваш выбор – цифровой НТФ-дом вашего детства.

«Некоторые из наиболее значимых исторических объектов люди поспешили выкупить ещё на самом старте проекта», – говорит Хриш Лотликар. Сам он приобрёл на своей платформе около пятидесяти объектов виртуальной недвижимости, включая те, на которых расположены пирамиды Гизы в Египте, площадь Пиккадилли в Лондоне и некоторые кварталы на Манхэттене и Таймс-сквер в Нью-Йорке. Свободные участки площадью 100x100 метров стоят 0,1 эфириума или, если пересчитывать на реальные деньги, 250 долларов (18,5 тыс. рублей) при текущем курсе криптовалюты.

Прим. переводчика: Эфириум (англ. Ethereum) - криптовалюта и платформа для создания децентрализованных онлайн-сервисов на базе блокчейна, разработанная канадско-российским программистом Виталием Бутериным. 

Дом на Марсе был разработан для посещения гостями из так называемой Мета-вселенной, совместного виртуального пространства пользователей.

Маркус Фэйрс, основатель и главный редактор журнала «Dezeen», освещающий в своих статьях объекты НТФ-дизайна и архитектуры, говорит, что многие читатели настроены по отношению к новому тренду крайне негативно, не понимая и не принимая его. И действительно, может ли дом, который не способен дать крышу над головой, стоить каких-либо денег? Что толку от виртуального дивана, на котором нельзя посидеть? В сущности, практическая польза от объектов «СуперМира» схожа с той, которую вы получаете покупая себе участок на луне от компании «Lunar Land». Джон Клиз, британский комик из комедийной группы «Монти Пайтон» сравнил НТФ-продажи с деятельностью недобросовестных коммивояжёров, продающих воздух, и предложил купить у него рисунок Бруклинского моста, сделанный при помощи «iPad», за 69,3 миллиона долларов (5,1 млрд. рублей).

Сейчас трудно предсказать, что ожидает виртуальную недвижимость: останется ли она краткосрочной причудой времени или же на самом деле за ней будущее. Маркус Фэйрс предвкушает потенциальные возможности: «Мне кажется, что НТФ-покупки – дело стоящее. Наш мир сейчас движется в том направлении, в котором виртуальная реальность становится не менее осязаемой, чем физическая». 

Если вы недоумеваете, как люди вообще могут тратить деньги на цифровую недвижимость в воображаемом мире, то взгляните на дом на Марсе – первое НТФ-жильё, недавно проданное за 288 эфириумов или 512 тысяч долларов (37,5 млн. рублей).

Криста Ким, создательница этого цифрового дом родом из Торонто (крупнейший город Канады),рассказала, что «построила» его при помощи iPad прошлой весной. В тот момент она пыталась спроектировать виртуальные дзен-сады, однако в процессе родился дом на Марсе, проект её мечты, наполненный безмятежностью и стилем киотской японской архитектуры. Он был разработан специально для Мета-вселенной и людей, в ней обитающих.

Когда Криста размещала свой цифровой дом на онлайн-рынке «SuperRare», она задавалась вопросом, сможет ли её творение выручить с продажи столько же денег, сколько и настоящая недвижимость. Она была не сильно удивлена результатами: «Мне кажется, что в будущем мы все будем владеть цифровой недвижимостью. С очками виртуальной реальности люди смогут часами проводить время внутри своих домов». 

Хриш Лотликар рассуждает о возможностях монетизации своего бизнеса в рамках Мета-вселенной: «Внутри виртуального мира можно будет продавать рекламу на щитах или же заключать сделки купли-продажи цифровой недвижимости». Новый владелец дома на Марсе дал официальное разрешение Кристе Ким проводить открытые туры и частные мероприятия внутри своей собственности посредством онлайн-платформы «Spatial». «В июне мы будем праздновать там первую свадьбу», - сообщает Криста. 

Кресло «Гортензия» Андреса Рейсингера изначально являлось цифровым проектом. Встретив небывалый ажиотаж поклонников в Инстаграме, художник запустил в производство его физические копии.

Андрес Рейсингер, цифровой художник из Барселоны, разрабатывает сюрреалистическую мебель, размывающую границы между реальным и виртуальным. «Мои оригинальные работы всегда цифровые, - говорит он. – Однако забавно наблюдать за тем, как некоторые из них получают своё физическое воплощение».

Возьмём, например, его кресло «Гортензия». Андрес создал мебель, покрытую фигурными розовыми лепестками, в попытке запечатлеть эмоцию, возникающую во время наблюдения за цветением растений. Разместив изображение кресла в Инстаграме, художник был так поражён широкой реакцией аудитории, что запустил свою идею в настоящее производство. Ограниченная коллекция «Гортензии» была распродана в галерее Милана по цене в 30 тысяч евро (2,7 млн. рублей). В настоящий момент Рейсингер ведёт переговоры с датским мебельным брендом «Moooi» на предмет заключения соглашения по созданию линейки продуктов, основанной на его цифровых работах.

Последняя серия мебельных НТФ-проектов Андреса «the Shipping Collection», состоящая из десяти объектов, пять из которых попали в физическое производство, были распроданы в криптовалюте по цене эквивалентной 450 тыс. долларов (33 млн. рублей). «Некоторые коллекционеры даже отказываются от физических копий, - утверждает Рейсингер. – Для них обладание уникальным, но виртуальным вариантом намного важнее». 

Пабло Фраиле из Майями, самопровозглашённый покровитель цифрового искусства, собирает работы Андреса. По его словам, в них содержатся «глубокие слои, которые находятся за гранью понимания традиционного искусства». Пабло скупает не только виртуальные копии проектов Рейсингера, но и физические, украшая ими свой дом, однако уникальными НТФ-работами он дорожит больше всего. «Да, я в курсе, что настоящее кресло обладает куда большей полезностью, - говорит Фраиле. – Вы можете принести его домой и восхищаться им. Однако с виртуальной копией того же самого кресла я могу сделать гораздо больше. Мы собираемся устроить показ в Европе. Отослать туда свою НТФ-коллекцию обойдётся мне всего в несколько долларов». 

Шейн Дюльгерофф, двадцатисемилетний инвестор из Южной Калифорнии, вложил кучу денег в НТФ-сектор, чтобы попытаться продвинуть идеи виртуальных проектов наподобие дома на Марсе или «СуперМира». Вместо традиционных для такого рода товаров торгов Шейн организовал свой собственный аукцион, на котором на продажу выставлен настоящий дом в Таузенд-Оукс (город в Калифорнии). Внутри него находятся НТФ-работы известного цифрового художника Кия Аренса. Таким образом, победитель торгов получает НТФ-проекты и документы на недвижимость в придачу. 

Как и свои коллеги, Дюльгерофф также использует онлайн-платформы, позволяющие продавать и покупать цифровые товары за криптовалюту. Минимальную цену на свой лот он установил в 540 эфириумов или 1,5 миллиона долларов (110 млн. рублей). «Хотел ли я таким образом продать этот дом? Не особенно, - говорит Шейн. – Однако я хочу создать прецедент. Дом в Таузенд-Оукс станет первой недвижимостью, проданной в НТФ-формате. Я желаю стать первопроходцем в этом направлении».

Пока никаких предложений по дому с работами Кия Аренса внутри Дюльгероффу не поступало.

Оригинал статьи

© «ТИТАН НЕДВИЖИМОСТЬ»: +7 (4822) 39-54-00. Операции с недвижимостью. Профессионально (г. Тверь, проспект Победы, д. 3, офис 501).