Сегодня мы расскажем удивительную и драматичную историю кризиса на рынке недвижимости Японии. Это событие оказало значительное влияние на всю экономику страны и привело к затяжному периоду финансовой стагнации.
В общем смысле под экономическим пузырём мы понимаем ситуацию, при которой цены на товары или услуги в конкретной отрасли сильно завышены и не отражают их реальную стоимость. Как правило, с течением времени такой пузырь активно растёт и в определённый момент «лопается», приводя к краху рынка и экономическому кризису в стране. В случае с Японией это произошло в 1992 году. Формироваться пузырь начал шестью годами ранее (1986 г.), что выразилось в крайне высоких ценах на рынках недвижимости и ценных бумаг.
Как известно, Вторую мировую войну страна восходящего солнца закончила в числе проигравших, что, однако, не помешало ей уже в середине 1950-х гг. встать на рельсы бурного экономического развития. Рост экономики в последующие два десятилетия был столь стремительным, что получил название «японского экономического чуда». Прибавляя ежегодно по десять процентов к своим предыдущим показателям, страна не только быстро оправилась от поражения в войне, но и заняла одно из ведущих мест в мире по финансовой мощи и капиталу. Этому способствовали грамотные действия правительства по снижению налогов и развитию научно-технологической отрасли. Знаменитая японская изоляция подошла к концу. Властями поощрялся экспорт и накопление сбережений. Иена, национальная валюта страны, укреплялась, а потребительский кредит стал доступен широким слоям населения. Фондовый рынок Японии также процветал.
Концом эпохи экономического чуда считается 1973 год, когда грянул мощнейший нефтяной кризис. В числе стран, которым арабские государства-экспортёры запретили поставлять своё сырьё, оказалась и Япония, поддерживающая Израиль в бесконечном конфликте на Ближнем востоке. Всего за год цены на нефть выросли в четыре раза. Это стало первым ударом по японской экономике. Впрочем, жители страны по-прежнему пребывали в состоянии эйфории от головокружительных успехов и высоких финансовых показателей своего государства, что впоследствии сыграло против них. Правительство Японии не смогло определить верный вектор экономического развития страны и трезво оценить свои перспективы. В действие вступила политика количественного смягчения, которая в теории должна была стимулировать национальную экономику в пост-кризисных условиях, однако в реальности привела к тому, что рынок недвижимости и фондовый рынок оказались заполнены спекулянтами, что является важным этапом на пути формирования финансового пузыря.
В подобных обстоятельствах экономическая активность становится слабо управляемой со стороны государства. Банки в ответ на мягкую денежно-кредитную политику правительства были вынуждены принимать рискованные меры, выдавая займы (включая ипотечные кредиты) по крайне низким ставкам. Пузырь цен начал своё формирование.
Многие исследователи отмечают, что Центральный Банк Японии не смог вовремя отреагировать на надвигающуюся угрозу. Ходили разговоры об ужесточении денежно-кредитной политики, однако они так и остались разговорами, реальные решения откладывались в виду нестабильности в сфере международной экономики. Ведущие финансисты страны попросту боялись принятия резких мер в условиях глобальной финансовой неопределенности. Парадоксально, но в этот момент иена начала показывать признаки стабильного роста, что сперва лишь укрепило уверенность властей в грамотности своих действий (или, скорее сказать, бездействий). До сих пор некоторой загадкой остаётся ситуация, которая сложилась в Японии во второй половине 1987 года, когда значительное укрепление национальной валюты совпало с состоянием общей экономической рецессии и последовательным ростом цен на рынке недвижимости.
Интересно, что укрепление иены лишь навредило экономике страны. Выйдя из изоляции, Япония стала экспортоориентированной страной. В зарубежную торговлю вкладывался значительный капитал. Резкий рост национальной валюты фактически обвалил местную экономическую систему. Власти попытались решить проблему путём усиления государственного инвестирования некоторых отраслей. Чтобы замедлить темпы укрепления иены, Центральный Банк Японии повторно подтвердил свою приверженность текущей денежно-кредитной политике. Ключевая ставка была снижена до 2,5 процентов, что, впрочем, на первых порах не помогло сдержать рост национальной валюты. Эффект стал заметен лишь к весне 1988 года, когда доллар укрепил свои позиции по отношению к иене. В дальнейшем ключевую ставку снижали ещё несколько раз. Некоторые аналитики отмечают, что на формирование денежно-кредитного курса в стране серьёзно влияли Соединённые Штаты Америки, экономические связи с которыми тесно опутали многие японские отрасли промышленности.
В своих попытках сдержать укрепление иены власти Японии практически не обращали внимания на нестабильную ситуацию во внутренней экономике. Страна нуждалась в ужесточении финансовой политики, которое помогло бы разрешить надвигающийся кризис на ранних этапах, и разговоры об этом действительно постоянно витали в воздухе, однако до принятия реальных мер дело так и не дошло. В октябре 1987 в США случился самый крупный за всю историю финансовый обвал рынка (событие известное под названием «Чёрный понедельник»). Как результат, Центральный Банк Японии решил ещё раз отложить реформы. Это кажется настоящим безумием, но ключевая ставка в стране была повышена лишь в конце марта 1989 года, когда стало слишком поздно. Цены на недвижимость в этот период уже взлетели до небес.
Пузырь лопнул лишь через три года. За ним последовал серьёзный экономический спад, продолжавшийся более десяти лет. Большое количество японцев потеряли свои сбережения, благосостояние граждан значительно уменьшилось. Фондовый рынок вслед за рынком недвижимости потерпел крах, начался затяжной долговой кризис, во время которого множество банков объявили о банкротстве. В сущности, в стране осталось лишь четыре национальных банка, которые были не в состоянии поддерживать стабильность экономического сектора. Впрочем, разорялись не только финансовые учреждения. Японские компании были обременены гигантскими долгами, а получить кредит не имели возможности. Кризис оказался благодатной почвой для расцвета ростовщической деятельности. Ростовщики предлагали грабительские условия, которые тем не менее были более выгодными чем те, которые предлагали государство и банки.
Годы, последовавшие в Японии вслед за крахом, принято называть «потерянным десятилетием». Это период, когда экономический рост в стране не то что замедлился, а фактически остановился. Логичным следствием стал рост безработицы. Восстановление экономики началось лишь в начале-середине 2000-х годов.
© «ТИТАН НЕДВИЖИМОСТЬ»: +7 (4822) 39-54-00. Операции с недвижимостью. Профессионально (г. Тверь, проспект Победы, д. 3, офис 501).