Что такое мультилистинг?

15 октября 2021

Сегодня мы поговорим о довольно необычном и малоизвестном понятии в сфере недвижимости. Мультилистинг – термин международный и означает он некую единую для риелторов систему, содержащую всю совокупность предложений, представленных на рынке, а также список объектов и услуг, которыми они могут обмениваться между собой. Если говорите проще, то мультилистинг – это база данных с объектами и информацией, а также программное обеспечение, которое её поддерживает и сопровождает. В зависимости от страны вся информация может быть либо открытая, либо конфиденциальная (предназначенная лишь для брокеров и риелторов, заключивших соглашение о листинге).

Сама концепция этого явления корнями уходит в конец XIX века, когда брокеры и риелторы США собирались в офисах своих торговых ассоциаций и обменивались информацией о клиентах и объектах, выставленных на продажу. Довольно быстро они обнаружили, что подобное сотрудничество может быть для них взаимовыгодным. Кроме того, брокеры договорились о выплатах компенсаций другим брокерам и риелторам, которые содействовали им в продаже недвижимости. Так образовался первый мультилистинг, главным принципом которого стала мысль «Помоги мне продать объект, а я помогу с твоим объектом тебе». 

При этом термин «мультилистинг» («Multiple listing service» или сокращённо «MLS») в США не может быть зарегистрирован в качестве товарного знака или бренда. Это система, в которой не установлено единых стандартов, однако использоваться она может только членами региональных ассоциаций риелторов или независимыми брокерскими кооперативами и агентствами по недвижимости. Когда у риелтора появляется объект для продажи, у него нет проблем с тем, чтобы оповестить об этом потенциальных покупателей. В России, например, приходится размещать объявления на сайтах «Авито» или «Циан» и, что называется, «вручную» искать себе клиента. Во многих западных же странах проверенные объекты попадают в систему мультилистинга. 

Мультилистинг привлекателен для покупателей жилья тем, что недвижимость, размещённая в нём, практически гарантированно безопасна для заключения сделки, ведь между продавцом и риелтором уже заключён письменный договор. Это означает, как минимум, что объект уже успешно прошёл юридическую проверку. Самому же риелтору нет необходимости размещать объявления о продаже где-то ещё и отслеживать их статус. 

Мультилистинговые системы существуют и в России. Тем не менее ни одна из них не выходит на общенациональные уровень, хотя разговоры об этом время от времени возникают и ведутся в среде профессионалов. Есть ряд препятствий, которые мешают этому. В России всё ещё до конца не сформирован риелторский институт: отсутствуют регулирующие эту сферу структурные органы, а также нормативно-этические кодексы.

© «ТИТАН НЕДВИЖИМОСТЬ»: +7 (4822) 39-54-00. Операции с недвижимостью. Профессионально (г. Тверь, проспект Победы, д. 3, офис 501).